Хакасия: по тропам предков

Фото: Полина Найдёнова

До этой поездки я вообще слабо себе представляла, что такое Хакасияи где это. Ехали, так сказать, по зову сердца и с надеждой на лучшее, потомучто информации не было почти никакой.

Целью поездки было выехать именно на живую природу, подальшеот толп туристов и спокойно отдохнуть без пьянок и дискотек. Проблема была втом, что ехать решили на поезде, что сковывало наше передвижение, так какдобраться до некоторых мест можно только своим ходом.

Куда поехать и где остановится?

Сначала мы хотели поехать в Шира – самый крупныйтуристический поселок возле одноименного озера. На фотографиях выглядело всекрасиво и привлекательно, но в дальнейшем мы ничуть не пожалели, что неостановились там. Поясняю: Шира – это что-то типа Сочи 90-х только в маленькоммасштабе: много частного сектора, где сдается каждый подвал (сплошные вывески «Жилье»,«Комнаты», «Сдам дом»)- много строящихся коттеджей с невероятно завышеннымиценниками, стихийные рынки для туристов с китайскими откровенно плохимисувенирами (удалось найти только одно место, где мы купили магниты местногомастера), также на рынках активно продается самса-шаурма, очки, относительнобезвкусные украшения с пластиковыми и натуральными камнями (опять же далеко неместного производства). Кроме того сама Шира навевает довольно депрессивныемысли: серые пыльные улицы, мусор, придорожные забегаловки, сомнительныекомпашки подвыпивших парней. Не хочу обидеть никого из местных, поэтому сразуизвиняюсь за такие высказывания про их поселок, но то, что мы увидели вызвалоскорее отвращение.

На форуме drom.ruя нашла тему про прошедшую автомобильную поездку в Хакасию и там были оченьхорошие отзывы про базу «Томичка», которая находилась в самой глубине Ширинскогорайона. Позвонила туда, хозяйка базы Марина очень бодрым голосом сказала, чтоони нас ждут, места есть, экскурсии самиорганизуют, кормят тоже сами и даже возле поезда нас встретят и привезут наместо. Вот и все решилось – мы едем в Хакасию на базу «Томичка».

Хакасия, встречай!

Приехали мы ночью на вокзал в Шира (кстати, до этого думали,что придется ехать до Абакана, а потом на автобусе), было немного страшно инеуютно. Из толпы нас выловила молодая девочка в спортивном костюме, усадила вдевятку с парнем-водителем и мы ехали по темноте и лесу минут 30-40 (скажучестно, в голову не самые лучшие мысли закрадывались). Приехали на базу, тамнам сразу на улице дали ключ и сказали идти спать, а все формальности оставилина утро.

И вот утром я вышла из домика и – о, Боги! – база стоит прям посредигор! Невероятное чувство, что все хорошо и мы не ошиблись.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Сервис на базе очень хороший и домашний: кормят вкусно инедорого, есть даже настоящее молоко и сметана. За символическую плату в 100рублей можно сходить в баню, большую или маленькую. Есть бесплатный летний душ.«Томичка» – самая крупная база в округе, у них есть свои лошади для конныхпрогулок, байдарки для сплавов, снаряжение для спелеологических походов. Домикинебольшие и новые, внутри есть даже обогреватель. Также есть возможностьпоставить на базе свою палатку (кажется, это тоже рублей 100 стоит). Что сильноудивило: на базе есть два велосипеда, небольшой тир для стрельбы и метанияножей, бадминтон – и всем этим дают пользоваться просто так, то есть НЕ заденьги.

Достопримечательности и экскурсии

В окрестностях (шаговой доступности)3 пещеры разной сложности: «Археологическая» (самая простая иширокая), «Кирилловская» (внутри нужно скатится по маленькой ледяной вороночке)и знаменитый «Ящик Пандоры», которая разделена на два этажа (пещера сложная идовольно страшная, чего только стоит отвесный спуск в сужающуюся трещину, ноощущения того стоят, если вы не страдаете клаустрофобией). Еще есть пещера «Крест»,но туда туристов не водят. В первый две пещеры можно легко пойти с детьми.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Сплав по реке Белый Июс (нам так понравилось, что мысплавлялись два раза) – сплав очень спокойный, никаких бурлящих воронок иторчащих из воды скал. Но виды очень красивые, плывешь и ощущаешь всю гармониюмира. Еще экскурсовод расскажет немало интересных историй про окрестные скалы.

Также мы съездили на соленое озеро Тус, вода там оченьблизка по концентрации соли к воде Мертвого моря. Полежали в воде, обмазалисьгрязью, затем поехали на соседнее пресное озеро и смыли с себя всю эту радость.

Поход на мраморный карьер, где раньше велась активнаяразработка, был тоже весьма интересным, там правда все заброшено и разворованоуже, но я никогда не была в подобных местах и мне было любопытно.

Поездка в Хакасию: мой отзыв

Еще одно местное развлечение – поход по тропе предков Тогыз-Аз.Это длинная узкая тропка вдоль скал на высоте, нужно взбираться и опускаться,где-то пролазить через пещерки (так что надевайте удобную обувь и захватитеводу). До последней точки «Пещеры любви» мы шли долго, часа два, наверное –виды потрясающие оттуда, внизу бежит река.

Теперь пометка для любителейприключений: дойдя до конца – идите назад, а не по тонкой тропке, ведущей внизк воде. Они никуда не ведет! Вы изрежете себе все ноги и руки колючими кустами,сгорите на солнце, заблудитесь, будете спускаться по неустойчивым камням, а кводе так и не попадете, так как упретесь в отвесный склон. В общем, неповторяйте чужих ошибокJУ нас поход по этой тропе занял почти весь день, но это было классно.

Об остальном: мы катались на конях, посетили развалиныстарого замка (на самом деле так называют растрескавшуюся гору, но на самойочень похоже), купались в Белом Июсе, съездили на озеро Итколь, погуляли поместным горам, посмотрели на туимский провал (затопленная шахта состранно-зеленой водой), посетили Краеведческий музей в Шире (кстати, неполенитесь туда доехать, там есть настоящий курган хакасов).

Поездка в Хакасию: мой отзыв

И все это за 10дней! У нас была очень насыщенная программа, а потратили мы совсем немного (на2013 год – общие расходы были тысяч 10-13 с человека).

Погода все 10 дней стояла отменная – солнце +25, свежийветерок.

В общем, я всем очень советую съездить туда и увидеть всесобственными глазами. Это прекрасный, бюджетный и, главное, активный отдых. Унас не было ощущения, что мы приехали на базу отдыха, скорее, мы приехали вгости к старым знакомым. Все очень по-домашнему и доброму. Отличные женщиныбудут кормить вас, простые и активные инструкторы Саша, Виталя и Аня проведутвас по всем маршрутам. А хозяйка базы Марина – так вообще женщина-песня: она какбодрая и опытная пионер-вожатая ко всем относится со всей душой. Уезжая, мырасставались чуть ли не со слезами на глазах, надеясь еще увидится в дальнейшем.

Да, возможно, в Хакасии еще не отлажен туризм, вы не найдете здесь супер-условий и каких-то невероятных достопримечательностей, но это хорошая возможности уйти от суеты больших городов и отдохнуть, в первую очередь, душой.

Если у вас есть какие-то вопросы – пишите комментарии, я с радостью помогу, чем смогу.

Хороших вам поездок и достойных маршрутов!

ПОХОЖЕЕ

Самый дешевый отдых в крыму фото

Самый дешевый отдых в крыму

Отдыхать можно по-разному. Это может быть путешествие на перекладных или автостопом, жизнь в помещении типа сарая и…

Самый дешевый отдых на море фото

Самый дешевый отдых на море

Каждый из нас мечтает отдохнуть на море. Один из главных вопросов при этом – стоимость. Самый дешевый отдых на море –…

Как звезды провели это лето? фото

Как звезды провели это лето?

Анастасия Волочкова с семьей.материалы пресс-служб. Сезон отпусков, легкомысленных нарядов и пляжного настроения…

Куда податься? фото

Куда податься?

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: “Сезон будет неровный” Что ни говори, а…

Москвы хватит на всех фото

Москвы хватит на всех

Москва — большая. И у каждого — своя. Кто-то любит тишину Центра, кто-то — кипящкю Тверскую. И почти каждый москвич…

Поход над облаками фото

Поход над облаками

«...И сердце готово к вершине бежать из груди. Весь мир на ладони — ты счастлив и нем И только немного завидуешь…